Самая быстрорастущая экономика в мире…   женщины

Мужчины, управляющие бизнесом, зачастую не задумываются о том, какую фундаментальную роль играют женщины в мире бизнеса в целом и в сфере потребления товаров и услуг, в частности. Согласно исследованию Бостонской консалтинговой группы (BCG), в ходе которого было опрошено 15 тыс. женщин и 15 тыс. мужчин в 22 странах мира, женщины покупают 70% всех потребительских товаров. При этом они не удовлетворены тем, что предлагает им рынок во многих сферах, в особенности в области здравоохранения, финансовых услуг и домашних товаров. 

Между тем именно женская половина человечества представляет собой самую стремительно развивающуюся «экономику» мирового рынка, которая превышает даже вместе взятые потребительские рынки Китая и Индии. Сказочный рост экономики Китая в течение последних нескольких десятилетий является общеизвестным и одним из самых больших и удивительных фактов современной истории. Вторые в списке — Соединенные Штаты Америки. Соединенные Штаты все же добились восстановления после экономического кризиса. Экономика США и сегодня признана одной из самых мощных в мире. Индия является третьим в списке кандидатом. Индия стремительно росла и достигла в прошлом году размера своего капитала в 8 триллионов. Тем не менее китайская экономика, хоть и отстает по темпам роста от Индии, все же раз в пять крупнее индийской.

Нужно иметь в виду, что наиболее быстро растущие экономики, как правило, не входят в число наиболее развитых.

Скажем, на сегодняшний день самой быстрорастущей экономикой является Эфиопия. Экономика Эфиопии в основном основана на сельском хозяйстве, но правительство сделало толчок для производства текстиля и выработки энергии. Зачастую специалисты рассматривают не только экономики отдельных стран, а также объединений, таких как БРИКС, Евросоюз, Лига арабских государств и др. Сегодня АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) – это также самая быстрорастущая экономика мира, и во многом именно АТЭС определяет экономическую погоду на планете. Конечно, ведь АТЭС включает в себя 21 государство.

Но что же можно сказать о такой необычной «экономике», включающей в себя не государственное образование, а гендерное сообщество? Что из себя представляет быстрорастущее женское экономическое сообщество и почему претендует на название самой перспективной экономики будущего? И почему источником следующего гигантского экономического роста будут не Интернет, не Китай и не Индия, а получившие новые возможности женщины?

Приведем немного фактов:

  • 1 млрд 200 млн женщин заняты в экономике мира и по оценкам аналитиков эта цифра к 2020 году вырастет ещё почти на 900 млн.
  • В США более 88 % общей покупательной способности контролируется женщинами, свыше 74 % недвижимости принадлежит женщинам, более 57 % ценных бумаг также принадлежит женщинам.
  • В России 84% российских женщин рассматривают для себя возможность предпринимательской деятельности, а 50 % опрошенных готовы начать собственный бизнес.
  • В Москве подавляющее большинство предприятий малого бизнеса в сфере услуг возглавляют женщины. При этом уровень банкротства таких компаний в 3-4 раза ниже, чем в среднем по бизнесу.
  • Кроме того женщины в России лидируют с точки зрения образовательного потенциала. 64 % работающих женщин имеют высшее образование, тогда как доля мужчин с высшим образованием равна лишь 44 %.

В 2015 году в программе Корпорации МСП и проекта «Мама-Предприниматель» приняли участие более 15 регионов, которым была предложена единая образовательная программа для бизнесвумен. Проект разработан специально для женщин в декретном отпуске, матерей маленьких детей, а также женщин, находящихся на учете в службе занятости.

Кстати, интересный факт. Многие уверены, что невозможно совмещать бизнес, карьеру и семью. Но исследования и опыт общения с успешными женщинами показывают, что необходимость свободного графика и желание больше времени проводить с семьей являются основными мотиваторами к созданию собственного дела. Женщины проводят больше времени в интернет-форумах и сетях, чем мужчины. Чувство принадлежности к какой-то группе женщинам более необходимо, чем мужчинам.

Поэтому сегодня женщин по праву можно назвать новой точкой роста в экономике.

Большинством компаний руководят мужчины, значительная часть из которых не понимают женщин и не осознают ту фундаментальную роль, которую женщины играют в экономике и которую сложно игнорировать. Между тем женщины приобретают товары и услуги иначе, чем мужчины, у них  больше опыта в шопинге, они уделяют процессу и результату больше эмоций.

Демократические реформы в постсоветских обществах и переход к рыночной экономике создали условия для развития независимого экономического движения и активной защиты женщинами своих экономических и политических прав. Тем не менее, мы оказались перед лицом резкого ухудшающегося положения женщин, роста женской безработицы, феминизации нищеты, крушение системы социальной защиты, вытеснение женщин в неформальный сектор и роста объёмов домашнего труда.

Женщины сейчас стремятся к тому, чтобы реально иметь равные права и возможности в своих государствах, иметь право расти и реализовываться, иметь возможность карьерного роста на ключевые позиции, как в политике, так и в экономике. Женщинам (в особенности замужним и с детьми) важно, чтобы товар/услуга/сфера деятельности выражал их любовь к близким людям, поэтому они ищут те области, которые позволили бы им показать свою заботу.

«Благодаря существованию развитой “культуры дара”, накопление не было угрозой. Культура дара – это важная форма экономической деятельности». Абдулла Оджалан

И женщины, как никто иной, понимают эту концепцию. Когда цивилизация, особенно капиталистическая современность, отвергла женщину, сильные мира сего получили возможность нарушить функционирование экономики, создав, таким образом, массу проблем. Это было сделано людьми, оторванными от естественного понимания экономики, так как их интересовали в первую очередь власть и нажива. В итоге, они начали контролировать все экономические аспекты жизни, в том числе  – и самих женщин. Проблемы с экономикой появляются тогда, когда из неё вытесняют женщину.

Экономика и женщина – это взаимосвязанные вещи. Потому что женщина создает экономику в соответствии с фундаментальными потребностями человека; женская экономика никогда не обернется катастрофой; она никогда не приведет к загрязнению окружающей среды; и она никогда не обернется угрозой климату. Когда мы перестанем производить для получения прибыли, мы добьемся освобождения мира. Это в свою очередь будет освобождением человечества и самой жизни.

Россиянам можно не переживать, потому что гендерная истерия для России не свойственна. Россия, а также бывшие республики СССР всё ещё являются оплотом традиционных семейных ценностей, где отец — это разум, сила (в хорошем смысле), а мать — душа семьи, хранительница очага. Западные веяния, где законодательно предлагается исключить из лексикона слова «отец» и «мать» и заменить их на «родитель № 1» и «родитель № 2», чужды России.

Учитывая проблемы в мировой да и в нашей национальной экономике, иногда интересно обратить внимание на необычные рекомендации аналитиков. Консалтинговая компания McKinsey, например, провела исследование и выяснила, что, полностью реализовав потенциал женщин в трудовых отношениях, можно ожидать к 2025 г. рост мировой экономики на 20%. В McKinsey провели действительно серьёзный анализ, изучив ситуацию в 95 странах, совокупный ВВП которых составляет 97% от общемирового. Исследователи пришли к мнению, что в некоторых странах женщины не слишком активно вовлечены в создание валового продукта. Чаще всего это объясняется отсутствием гендерного равенства, в отдельных случаях потенциал для роста имеется при переходе из не слишком продуктивных секторов экономики в более эффективные отрасли.

Также следует отметить, что женское и семейное предпринимательство – это социально ориентированное предпринимательство. Женский стиль управления – приводить к успехам других – очень перспективен для экономики страны в целом. 

Интуитивный стиль управления – нетрадиционный стиль ведения бизнеса. Он является в некоторой степени новаторским для жесткой и агрессивной «мужской» бизнес-среды. Но с временной точки зрения – самым давним и оправдавшим себя методом наиболее выгодного взаимного сотрудничества. Так как же нам перейти от проигрышной для всех ситуации к решению, при котором все выигрывают?

Женщинам свойственно лучше соотносить риск и выгоду в бизнесе и финансах.

«Я как-то сказала в шутку, что «мужская» привычка к безрассудному финансовому риску была главной причиной мирового кризиса». Кристин Лагард

Это подтверждается исследованиями. Мужчины совершают трейдерские сделки на 45 % чаще, и принятие риска можно соотнести с прибылью и убытками в операционном зале. Смешанный гендерный состав мог бы улучшить результаты. Компании с большим числом женщин в совете имеют большие объемы продаж, более высокую прибыль на капитал и более высокую рентабельность.

Женщины являются новыми «формирующимися рынками». Во всем мире женщины определяют примерно две трети дискреционных потребительских расходов. В США эта цифра превышает 80 процентов. Постараться понять этот рынок имеет смысл для бизнеса и политики.

Женщины больше вкладывают в будущие поколения, что вызывает мощный волновой эффект. Они чаще расходуют на медицину и образование, формируя, тем самым, человеческий капитал, который будет содействовать будущему росту и сбережениям для его финансирования.

Женщины являются творцами перемен. Они естественным образом привносят особый голос в общий разговор. В качестве менеджеров женщины обычно более открыты для различных подходов, чаще поддерживают и развивают новые таланты и более склонны поощрять сотрудничество. Нам нужно шире использовать этот подход. Нельзя просто вернуться к традиционным методам ведения бизнеса или политики. Разнообразие во всех его проявлениях может служить источником идей и новшеств. По всем этим причинам женщины не должны бояться думать, говорить или действовать по-другому.

Достигнутое положение женщин на рынке труда и в обществе не достаточно для решения глобальных задач. Необходимо двигаться дальше. Также стоит иметь в виду, что гендерная сбалансированность не всегда является панацеей для достижения устойчивого роста и стабильности.

«Правда заключается в том, что женщины уже являются самой динамичной и быстрорастущей экономической силой сегодняшнего мира. XXI век станет веком женщины.» Мухтар Кент, генеральный директор Coca-Cola.

 

 

Posted in: Статьи