Дерзай, товарищ, хватит спать!

Экономическая попытка №5?

 

В России всегда ждут пока рак на горе свистнет. 

Да, пусть не всегда и не во всём именно так, но бизнес-сообщество, чиновники и многие простые люди, живущие в России, находятся в режиме ожидания. Структура экономики когда-нибудь сама поменяется, а мы перестанем быть сырьевой державой, вылечимся от «голландской болезни» и займём лидирующие позиции в мировой экономике. Это особенность нашей страны и культуры, мы все верим в сказку, но помимо веры нужно ещё и прилагать усилия. Что мешало нам все эти годы создавать высокотехнологичные и инновационные производства, восстанавливать промышленность? Да, были трудности, однако, уже более 10 лет в России есть все условия для создания успешного бизнеса. И, действительно, те кто хотел и мог развивать промышленность в России – занимались этим и успешно занимаются, несмотря на санкции, падающий курс рубля, отсутствие инвестиционного кредитования и наличия коррупции и бюрократических проблем. Только таких предпринимателей пока очень мало, нет той критической массы, способной поменять экономику, поэтому необходимо создавать больше качественных и технологичных производств, способных удовлетворить потребности страны.

Сейчас появился новый вдохновляющий лозунг для развития промышленности страны — это «импортозамещение», но будет ли толк от этого? Взять продукты питания – есть такое понятие как продовольственная безопасность страны. Это понятие целиком и полностью описывает ту ситуацию в которой оказались мы с Вами. Стало ли лучше, когда с рынка ушли импортные продукты питания? Кто-то скажет, что перестали завозить сыр с плесенью и омары, но российский потребитель заметил только то, что ассортимент продуктов питания сократился, цены на оставшийся ассортимент возросли в 3 раза, а вот качество продукции стало хуже. Если не брать в аналитику военные производства, космические разработки, то что же останется? Оглянитесь вокруг себя и посчитайте сколько вещей сделано в России, а если найдёте одну или две – с гордостью ли Вы скажете об их качестве? Почему наш автомобиль покупают либо патриоты, либо от безысходности? Почему слово «отечественный» относительно автомобиля (и многих других товаров) не ассоциируется со словом «качественный»?

Есть и историческое оправдание: в советское время всё производство делилось на производство группы товаров А и группы товаров Б. Производства товаров группы А – это средства производства (станки, военная техника), а производства товаров группы Б, это предметы потребления, ориентированные на гражданский сектор, т.е. бытовая техника, одежда, автомобили и т.д.. В СССР в приоритете, естественно,  были производства товаров группы А. Результатом выбора такой стратегии является лидирующее положение на мировом рынке обычных вооружений. Сегодня никого убеждать не надо, что отечественный танк=качественный танк. А вот большинство товаров для населения производили как побочный продукт в цехах заводов по производству военной техники. А потом распределяли «по блату», есть вещь – уже хорошо. Отсутствие конкуренции и распределение того, что произвели для населения — породили проблемы с качеством этих продуктов. Надо отдать должное: умение делать хорошую военную технику помогало нам и помогает по сей день. Россия является ядерной державой, и в космосе наша техника – лучшая, хотя и здесь стали чаще происходить «осечки»… Жаль только, что все мы каждый день в космос не летаем, мы каждый день пользуемся чайниками, холодильниками, автомобилями.

Конечно, высокие мировые цены на нефть позволяли бюджету страны быть профицитным и сглаживали сложившиеся дисбалансы в отечественной промышленности. Но с ростом курса евро и доллара по отношению к рублю, падением цены на нефть и наложением санкций — ситуация поменялась.  Практически аналогичная ситуация в 2009 году не стала уроком, и вся страна опять оказалась «не подготовленная к первому снегу». Стратегический курс на нанотехнологии почти провален, поскольку деньги, вложенные в Сколково, госкорпорации и прочие организации, призванные помочь развить нанотехнологии и промышленность, оказались «деньгами на ветер», прорыва не произошло. Многие организации созданы «показательно» и по сути помогают единицам. В подтверждение тому сухая статистика: доля импорта в гражданском самолетостроении — более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении – порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании – 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции – от 50% до 90% деталей.

И вот опять наступает момент истины, цены на сырьевые товары снизились, доступ к внешнему капиталу почти закрыт, оставшийся капитал перераспределяется и/ или вовсе уходит за пределы страны. Понимая сложившуюся в стране ситуацию, иногда хочется опустить руки. Но именно в такие моменты успешные предприниматели открывают новые направления бизнеса или развивают существующие.  Не стоит ждать с моря погоды, необходимо действовать и восстанавливать промышленность: высокотехнологичное оборудование, сельхозтехнику, технологическое оборудование, машиностроение, гражданское авиастроение, энергетическое оборудование, производство бытовой техники. В России есть сырьевая база, есть инженерная база, достаточно денег было вложено в науку: разработки есть, надо их активно внедрять. Сейчас также существует инфраструктура для развития промышленности и экспорта продукции: фонды, банки, специализированные организации. Безусловно, есть риски, как и везде и во всём, но качественный продукт за адекватные деньги будет всегда востребован. Процесс реорганизации промышленности будет сложным и болезненным, но это наш единственный шанс поднять на новый уровень отечественную промышленность и снизить влияние внешних факторов на экономику страны.