Бизнес-план: рабочий инструмент или сочинение на тему?

Приходилось ли вам слышать, что не стоит тратить время на подготовку бизнес-плана вашей идеи, а лучше сразу начать делать что-то на пути к своему бизнесу? Безусловно существует масса предпринимателей, которые делают этот документ для внешних пользователей и не задумываются о содержимом. Но есть и другая группа — предприниматели, которые знают зачем они тратят время на обдумывание этапов проекта и делают расчёты. Отсюда вывод: «Бизнес-план — это рабочий инструмент, если вы умеете им пользоваться.»

Целью составления бизнес-плана для первой группы предпринимателей является получение финансирования. А после получения денежных средств бизнес-план в лучшем случае пылится на полке в бухгалтерии. Конечно, для таких заказчиков и их окружения бизнес-план — просто красивая картинка. Ещё очень часто о ненужности бизнес-планов говорят на разных тренингах, желая внедрить в человека позитивный настрой, заставить встать и начать что-то делать. «Прокачка» и мотивация на действие — вещи неплохие, но очень часто после таких тренингов начинающие предприниматели сталкиваются с реальными проблемами и быстро теряют и деньги, и мотивацию. Проблема угасающей мотивации и подпитки от вдохновляющих тренингов —  другая, не менее интересная тема, но вернемся к бизнес-плану.
Начнём с конца, бизнес-план — не предсказывает будущее.Основная цель разработки бизнес-плана — дать ориентиры, которые позволят вашему проекту достичь окупаемости и поставить перед вами чёткие цели, достигнув которые вы сможете получить прибыль и вернуть инвестору деньги. 
Бизнес-план — это документ, описывающий идею проекта детально и поэтапно, он даёт понимание рынка и конечных результатов реализации идеи. Это очень важно при создании бизнеса, ведь как говорил Стивен Кови: «Начиная, представляйте конечную цель.». Создание бизнес-плана не имеет ничего общего с бухгалтерским формализмом, это творческий процесс результатом которого является переход бизнес идеи в строгую форму финансовых расчётов, анализа рынка, целевых показателей и плана действий.
 Профессионально разработанный бизнес-план — это план задач с конкретными целями на три года для всех подразделений создаваемого предприятия и готовой системой бюджетирования.
Почему бизнес-план помогает не всем?
Если вы были на шоу стартапов, то наверняка обращали внимание, что зачастую даже самые перспективные проекты остаются без внимания инвесторов. На слайдах интересные показатели по прибыли, прекрасные сроки окупаемости, инновационные идеи, а проект так и остаётся проектом. Потому, что для принятия решения об инвестировании одного бизнес-плана недостаточно.
Инвесторы, как никто другой знают, что интересные проекты всегда были, есть и будут, а вот хороших менеджеров проектов  очень мало. И дело тут не в образовании.

Инвесторы сквозь призму опыта и интуиции выбирают именно человека, а потом уже смотрят в бизнес-план. Пресловутый человеческий фактор. Именно от менеджера (а в дальнейшем директора компании) зависит результат реализации проекта. Но если всё зависит от человека, то зачем вообще нужно разрабатывать бизнес-план?  Ответ прост: без детального анализа проекта и расчётов, шансы на успешное выполнение плана снижаются. На каждом этапе затрачивается больше времени и ресурсов, а спонсором всего этого процесса проб и ошибок выступает инвестор.

Секрет эффективности бизнес-плана довольно прост — в него нужно иногда заглядывать и пересчитывать параметры проекта, если что-то пошло не так.

А лучше изначально рассчитать несколько вариантов развития событий, изменяя объёмы продаж, цены, уровень постоянных и переменных издержек,  прогноз инфляции и другие,  чтобы понимать запас прочности проекта, а также для проведения переговоров о возможном дополнительном финансировании.

Хороший управляющий проектом знает как правильно использовать бизнес-план. Более того, при разработке проекта он принимает активное участие, ведь для него этот документ будет являться инструкцией при принятии решений. Очевидно, что не всё, что было запланировано будет реализовано, а уж тем более неизвестно в какую сторону поведёт неведомая рука рынка.

Поэтому при разработке бизнес-плана  обязательно составляется финансовая модель проекта, которая может быть пересчитана с учётом новых условий работы. Таким образом, управляющий проектом всегда может ответить на вопросы: каким должен быть минимальный остаток сырья на складе, какой объём закупки сырья позволит сократить издержки и увеличить оборачиваемость склада, какой уровень постоянных затрат допустим при снижении объёмов продаж, да и в целом, а выполняется ли план продаж?

Стоит отметить, что сегодня инвесторы ищут объекты инвестирования не на специализированных площадках, а чаще в Интернете. Им важно видеть работающий бизнес с лояльными клиентами и настроенной аналитикой продаж, показатели которой станут ключевыми при принятии решения об участии в проекте. Но для того, чтобы было что показать инвестору нужно с чего-то начать.