Налоговая оптимизация 2018

В 2017 году в целях борьбы с фирмами-однодневками в налоговой службе РФ заработала программа АСК НДС-2. Факты говорят о том, что запуск прошел успешно. На пороге 2018 год с вместе с ним АСК НДС-3. Программа обрабатывает данные кассовых аппаратов и сверяет их с книгами продаж, также  она анализирует все имеющиеся у нее данные между декларациями, книгами покупок и книгами продаж разных налогоплательщиков, выявляя цепочки контрагентов для поиска незаконных вычетов. К тому же база оснащена информацией из банков и сможет анализировать не только денежные потоки между компаниями и ИП, но и между компаниями и физическими лицами. Всё это говорит только об одном — пора работать честно.

Немного статистики…
Благодаря работе налогового программного обеспечения АСК НДС-2 за 2016 год налоговые службы РФ провели 39 млн. камеральных проверок, что в сравнении с 2015 годом выше на 25%. В результате раскрытых схем по уклонению от уплаты налогов налоговики доначислили 102,3 млрд руб. недоимок, пеней и штрафов, что почти на 26% или на 21 млрд. рублей больше, чем в том же 2015 году.
Число выездных проверок  составило почти 25 тыс. 99,2%  из которых  увенчались успехом для налоговой службы. Такие факты говорят о том, что выездные проверки проходят только с целью сбора доказательств (в виновности бизнесменов налоговики уже уверены). В результате было доначислено 349,1 млрд рублей недоимок пеней и штрафов, что в сравнении с 2015 годом больше на целых 30%.
Количество выявленных налоговых преступлений по ст.198-199 УК РФ за 2016 год выросло почти на 3% и составило 9,3 тыс., но в сравнении с 2014 годом рост составил более 50%. Также, увеличилось число дел, по которым к субсидиарной ответственности были привлечены учредители и главный бухгалтер.
Законодатели приняли поправки в УК РФ и УПК РФ, увеличивающие пороговые суммы ухода от уплаты, так крупным размером по ст. 198 УК РФ считается сумма налогов и сборов более 900 тыс. руб. за три финансовых года, а особо крупным — сумма более 4,5 млн. руб. за тот же период (сейчас — 600 тыс. руб. и 3 млн. руб. соответственно). Пороговая сумма неуплаченного налога для организаций (ст. 199, 199.1 УК РФ) в крупном размере увеличилась с 2 млн руб. до 5 млн руб. за три финансовых года, а в особо крупном — с 10 млн руб. до 15 млн руб. за три финансовых года. Однако  увеличение пороговых сумм не повлияло на тенденцию роста числа уголовных дел.

Дальше-больше.
Программа совершенствуется и сейчас в тестовом режиме работает АСК НДС-3, которая анализирует  налоговые декларации всех налогоплательщиков и проверяет, чтобы данные контрагентов были идентичными. Программа анализирует большой объем информации и угроза нахождения расхождений в борьбе с недобросоветсными вычетами возрастет в разы, ведь новый сервис ФНС создан для поиска незаконных вычетов НДС. Компании налоговая может отказать в вычете на основании того, что его контрагент имеет признаки фирмы однодневки, а право на сам вычет при подозрениях налоговой придёться доказывать в суде.
Доработанная версия АСК НДС обрабатывает данные кассовых аппаратов и сверяет их с книгами продаж, также  она анализирует все имеющиеся у нее данные между декларациями, книгами покупок и книгами продаж разных налогоплательщиков, выявляя цепочки контрагентов для поиска незаконных вычетов. К тому же база оснащена информацией из банков и сможет анализировать не только денежные потоки между компаниями и ИП, но и между компаниями и физическими лицами. 
АСК НДС 3 сможет проследить весь путь движения товара, так как после тестирования она будет работать по всей стране в режиме онлайн. Интеграция  в эту программу данных о движениях по счетам позволит налоговикам еще быстрее выстраивать цепочки движения товара и денег, а также эффективней находить взаимозависимые компании и связанных с ними физических лиц.
Кроме того, с 2018 года в ведении налоговиков будет и база ЗАГС. Инспекторы смогут вычислять взаимозависимость физических лиц по признаком родства (в том числе бывших супругов, родителей и т.п.), на которых налогоплательщики часто оформляют своё имущество для того, чтобы скрыть истинные размеры своего дохода. Такое использование баз данных ЗАГС дополнительно усилит возможности новой АСК НДС 3.

Кто под прицелом?
Все. По сути, при небольших оборотах бизнесу ничего не грозит, но это пока не прошли проверки компаний с чуть большими доходами. С АКС НДС-3 рано или поздно налоговая служба проверит всех на чистоту операций. Однако есть вещи, которые ускоряют приход налоговиков.
Дробление со спецрежимами, мнимые и притворные сделки, посредники, имеющие признаки фирм однодневок, создание формального документооборота, нереальность и/или экономическая необоснованность сделки,  единый центр управления (даже если это аутсорсер), нерыночные цены, векселя и зачёты, толлинг, низкие зарплаты — всё это привлекают налоговиков. 
Что касается дробления бизнеса, то налоговая служба позаботилась о налогоплательщиках выпустив 11 августа 2017 года письмо с описанием 17 признаков незаконного дробления бизнеса: Письмо ФНС России № СА-4-7/15895@. Так, в качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, могут выступать следующие установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:
— дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (далее — УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
— применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
— налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
— участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
— создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
— несение расходов участниками схемы друг за друга;
— прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
— формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
— отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
— использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети «Интернет», адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;
— единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
— фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
— единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;
— представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;
— показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
— данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
— распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.
Эксперты и аналитики сходятся во мнении, что до конца 2018 года усовершенствованная программа АКС НДС-3 упростит работу налоговых экспертов и поможет высвободить ресурсы для увеличения числа выездных налоговых проверок. На данный момент программа используется в некоторых регионах в тестовом режиме, в том числе и в Москве, но до конца 2018 года она должна заработать по всей стране. 
Выводы.
«Обналичке» осталось жить год, а может и того меньше. Безусловно, крупные теневые и прикрытые службами игроки  будут изобретать новые схемы, но и у тех будут проблемы —  это просто вопрос времени, ведь ЦБ и налоговая служба работают в одном ключе. Что касается налоговой оптимизации, то методы, применяемые ранее на местах , а также методы, ставшие популярными в «узких» кругах, станут неэффективными. Чтобы не попасть под «волшебные» доначисления и УК РФ  придёться выходить из тени и учиться зарабатывать легально.